Как это было.
(материалы «СКНБ – «Урал-сервис» 1997 года) Слово «впервые» в лексиконе «Урал-сервиса» - дело привычное. Кто-то здесь нашел своего первого друга, вышел впервые на сцену, первый раз получил собственную зарплату, увидел какой-то город, наконец, впервые полюбил. Но то «впервые», которое произошло в этом году, всех повергло в шок.
События, предшествующие рабочему периоду, развивались так непредсказуемо, слухи плодились с такой скоростью, напряжение в отрядах достигло такой силы, что было ясно одно – надо быть готовым к худшему. Самое плохое для человека из «Урал–сервиса» - лишить его своего отряда, друзей, возможности бывать здесь.
В этом году железная дорога слишком «увязла» в своих проблемах. Можно, конечно, обижаться на нового министра сколько угодно, но вряд ли он со своими методами появился бы в другое время. Цели, которые преследовал новый министр, без сомнения, самые благие – уберечь свою отрасль от экономической (и не только) катастрофы. Увы, эта угроза слишком реальна. Судите сами, только Пермское отделение Свердловской ж.д. за прошлый год на пассажирских перевозках понесло убытки в размере 220 млрд. рублей (цены 1996 года). Покрывать их нечем. Дотаций из бюджета нет и не предвидится. А пассажиров возить надо. И это только одно (причем не самое большое в России) отделение дороги. В нынешнем году обстановка нисколько не лучше. На многочисленных переговорах с администрацией зонального отряда сами железнодорожники заявляли, что «Урал-сервис» намного стабильней и надежней во всех отношениях, чем их родное предприятие. И это правда, несмотря на огромные проблемы и трудности, зональный отряд выдержал многие катаклизмы, потрясения и не дрогнул ни разу. Но вот беда – уж очень сильно он зависит от железной дороги. Знаменитое «Обращение зонального штаба» от 18 июня холодным душем погасило все страсти и слухи. Многое прояснилось, но легче от этого не стало, депрессия небывалой силы и масштаба захватила зональный отряд. Работать не будем? А как же теперь? Зачем тогда все это было нужно? «Урал-сервис» нас обманул? Но такого никогда не было? Разочарование, уныние, досада, боль.
Да не «Урал-сервис» обманул. Несмотря на участие в этой проблеме многих известных и авторитетных людей дело с мертвой точки не двигалось. МПС (как впрочем и «Урал-сервис») – это своего рода государство в государстве. Влиять в этом случае очень сложно. Но любое государство очень сильно зависит от своих собственных проблем, и рано или поздно их приходится решать.
Перерыв в отношениях с зональным отрядом не улучшил положения на летних перевозках. Пришлось раскошеливаться на оплату сверхурочных часов кадровым проводникам, отменять отпуска, уплотнять график рейсов. Но усталость человека деньгами не покроешь, нужен отдых. А его нет. Зато есть толпы пассажиров, штурмующих кассы в надежде купить заветные билеты "туда", и ещё большие толпы, мечтающие выехать в нужное время "оттуда". И на этом фоне железная дорога рассуждает об отмене с 1 августа южных поездов по причине нехватки обслуживающего персонала. Это притом, что целый зональный отряд полностью готов к работе. Абсурд?
Да, "Урал-сервис" - это не дёшево. Но это не дороже затрат на кадровых проводников, и тем более, не дороже проблем, которые с этими самыми кадровыми проводниками впоследствии приходится решать. Здравый смысл так и не победил. И вот эмблема "Урал-сервиса" перестала мелькать на далёких вокзалах, а Пермские радиостанции уверенно сообщали всему городу о кончине последнего молодёжного "монстра".
А между тем зональный отряд продолжал жить своей жизнью, но впервые без железной дороги. На смену трёхгранкам пришли рабочие рукавицы и лопаты. Казалось, всё перевернулось с ног на голову. Поездов нет, зарплаты нет, даже рейтинга, и того нет - а "Урал-сервис" есть! Вот ОН довольный нежится под ласковым солнышком, вот ОН до седьмого пота заливает бетон, колотит и белит бесконечные заборы, это ЕГО флаги гордо развиваются на берегу, ЕГО песни звучат у ночного костра, и там вдали по серебристой глади на уютной лодочке тоже скользит ОН - "Урал-сервис". "Пермь-36" - так называлась эта программа, которую зональный отряд провёл совместно с обществом "Мемориал". Строительство музея, да ещё на базе бывшей политзоны - дело для "Урал-сервиса", мягко говоря, новое. Организацией подобных работ (да и быта тоже) зональному штабу ещё не приходилось заниматься. Нет, конечно, кое-что здесь напоминало КЦП - но не в таком же количестве и не на 26 дней. Другая специфика, новые условия: всё надо продумать, рассчитать, предусмотреть, спланировать встречи, экскурсии, развлекательные и познавательные программы, ведь должно быть интересно. И было интересно! Правда, иногда от увиденного и услышанного становилось не по себе. История ещё совсем недавних событий зловещим холодом дышала в спину. Всё это, особенно поначалу, действовало угнетающе. "Отверженный" отряд оказался на зоне, в прошлом своей страны, для которой люди никогда не представляли никакой ценности. Если хотите, всё это было даже несколько символично. Но и в таком мрачном месте среди историй и легенд, леденящих кровь, "Урал-сервис" не изменил себе. Ведь главное не где ты, а кто ты.
Немало времени с ребятами провели председатель общества «Мемориал» А.М.Калих и директор музея В.А.Шмыров. За время программы лагерь "Урал-сервиса" посетили: представитель правительства Саксонии (ФРГ), вице-губернатор Пермской области, глава администрации Чусовского района, председатель Пермского правозащитного центра.
Гости из США проявили очень живой интерес к зональному отряду и даже увезли с собой в Вашингтон получасовой видеосборник "Урал-сервиса" для представления в Американском молодёжном центре. В ходе переговоров между зональным штабом ЗСТО и руководством общества "Мемориал" была достигнута договорённость о дальнейшем сотрудничестве. Ну а что касается нынешней программы "Пермь-36" вблизи деревни Кучино, то прошла она с небывалым успехом. Ещё бы, столько впечатлений, новых друзей. Даже уезжать не хотелось.
В последние дни второй смены пришло приглашение приступить всё-таки к работе на железной дороге. Грусть по уходящей программе смешалась с взрывом восторга от возвращения на поезда. На целых двадцать минут даже остановилась работа! Более удачного продолжения трудно было представить. Никто не возражал против "августа на колёсах", но и "июль в Кучино" отдавать не хотелось. В рекордные сроки были набраны 100 человек для оформления на работу. И вот вчерашние строители и дачники уже стоят на посадке, а по Перми-II разносится "Яростный стройотряд". Рабочий период всё же начался. Отряды пришлось перекомплектовать и даже дать новые названия. Так появились "Феникс", "Рифей", "Пилигрим" и "Карат". ЗСТО принял на обслуживание Симферопольское и Приобское направления. Столь резкая смена обстановки, тем не менее, не помешала начать работу чётко и организованно. И всё же, "Пермь-36" была любимой темой в разговорах на длинных ночных перегонах. Зональный штаб едва успевал передавать корреспонденцию "кучинцев" с поезда на поезд. А кто-то про себя думал, что лучшие дни этого лета уже позади и прошли они на том заветном Чусовском берегу всё под теми же флагами "Урал-сервиса". И что "Урал-сервис" - не просто отряд, а, в первую очередь, люди, прекрасные люди, которые не могут быть здесь другими. Потому что здесь хочется быть хорошим.
А что дальше? Однозначно ответить трудно. Неожиданно для всех оказалось, что "Урал-сервис" возможен и без железной дороги. Вместе с тем ни зональный отряд, ни резерв проводников не собираются прекращать свое многолетнее сотрудничество. Ещё предстоит всё осмыслить, решить массу вопросов. Но уже сейчас ясно одно - "Урал-сервису" невозможно не быть! Пусть не во всём таким как раньше, немного другим, но он будет. И запас прочности для этого у него есть! Это главный итог последних событий, пусть даже понятый такой ценой.
А "странное лето" 97-го уже легло в историю «Урал-сервиса». Ведь жизнь продолжается!
«Странное лето «Урал-сервиса»
(первый лагерь в «Кучино»)
С известной долей скепсиса многие встретили предложение зонального штаба принять участие в новом проекте "Пермь-36". Это и понятно, ведь все готовились совсем к другому, а перестроиться быстро очень непросто. Тем не менее, команда первой смены была набрана без проблем, причём, наполовину это был комсостав линейных отрядов. Мало кто сомневался, что "там" будет хорошо, ведь программы "Урал-сервиса" всегда интересны, но все без исключения были уверены - ностальгия по поездам не отпустит.
И вот, доверху набитая продуктами и оборудованием машина двинулась по маршруту Пермь II - Кучино. Именно в 3 км от этой деревни и разместился палаточный лагерь «Урал-сервиса». День приезда был полностью посвящен обустройству, а предстоящая ночь - целиком борьбе с комарами и заморозками. Знакомство с "объектом" началось с обзорной экскурсии. "Пермь 36" - место печально известное и в бывшем СССР, и далеко за его пределами. Уже много сказано и написано о ГУЛАГе, но увидеть все это своими глазами - совсем другое дело. Не раз многих посещала мысль: "А не лучше ли это страшное место совсем стереть с лица земли. Ведь и без того кругом столько плохого". Да нет, не лучше. Пусть этот музей останется как символ гражданской стойкости и того, как человеческая нетерпимость, возведённая в ранг государственной политики, способна в жерновах репрессий искалечить судьбы миллионов. Многое предстояло здесь привести в порядок. Реставрационные, строительные работы начались сразу после монтажа лагеря. Первой вечерней программой стало «Здрасьте – шоу». Вот здесь и выяснилось, что наши ребята умеют сочинять, петь, рисовать, танцевать, да и просто веселиться.
«Зональный отряд на зоне» - почти все выступления были посвящены этому. Всем девчонкам запомнился день 8 марта, который для них устроили ребята – новые костюмы для кучинских модниц, стихи, баллады, песни, конечно, объяснения в любви и… цветы. А на следующий день был еще один сюрприз – ребята сами приготовили вкусный обед.
За 8 марта пришла очередь 23 февраля, который прошел несколько необычно – здесь устанавливались новые мировые рекорды и вручались свидетельства самым смелым, самым метким, самым хозяйственным. В конце вечера прозвучали слова благодарности за то, что ребята так внимательны к девчонкам, терпеливо сносят все их капризы и фантазии, за то, что они – настоящие друзья. Дни бежали один за другим, заморские чудо-спирали давно избавили всех от комаров, а о поездах все вспоминали, как о чем-то хорошем, но очень далеком.
Как-то раз не очень повезло Максу: в тот день последний удар топора почему-то пришелся не на злополучное бревно, а на его левую ногу. Вот и пришлось Максу познакомиться поближе с медслужбой «Урал-сервиса», а потом и с Чусовскими эскулапами. Провожать героя на заслуженное лечение высыпали все обитатели лагеря. Безутешные девчонки своим плачем заглушили мотор отъезжающей машины. А Макс, глядя через мокрое стекло «Москвича», жалел не столько о загубленой молодости и роковом ударе топора, сколько о том, что приходится покидать это прекрасное место и такую замечательную компанию.
За две смены в Кучино была выбрана идеальная пара в «Любви с первого взгляда», команды поиграли в «Домино» и «КВН», забивали голы в космическом футболе и изготавливали поделки. Одна команда даже смастерила командира зонального штаба в уменьшенном варианте.
Кухня «Урал-сервиса» - это всегда гарантия качества, отменного вкуса и разнообразия. Но попробуйте добиться этого, когда температура воздуха у плиты в жаркие дни достигала 45 градусов (а то и выше), да и полевые условия не добавляли комфорта поварам. Рабочий день на кухне начинался раньше всех, а заканчивался порой далеко за полночь. Продуктовые закупки «Урал-сервиса» изрядно опустошали прилавки лучших гастрономов Чусового. Вероятно, останься отряд еще на месяц, в этом городе просто бы начался голод. Ну а что было делать, когда в пищевой раскладке зонального штаба значилось аж 75 наименований продуктов. Зато одних супов было 11 видов, а поджарки, гуляши, тушеная рыбка, котлетки, оладушки, блинчики, компотики и всякая всячина… Пальчики оближешь! И облизывали. А на пальчиках, между прочим, очень скоро начали появляться первые мозоли. Еще бы, работа на стройке шла полным ходом. Тюрьма «хорошела» на глазах. Вот, наконец, замкнулся внутренний забор, позеленели смотровые вышки и главные ворота, появилась контрольно-следовая полоса, бетонная дорожка для охраны. В камерах стало «по-домашнему» чисто, а карцерные нары приобрели свой первоначальный отвратно-омерзительный цвет.
«В деревне Кучино 9 часов утра. Программа «Пермь–36» - «Урал-севис» - «Мемориал», день шестой. Доброе утро, дорогие друзья…», - привычные всем слова, звучавшие каждый день по громкой связи, на этот раз закончились приглашением посетить музейный комплекс «Огонек». И вот наш автобус уже мчится по сельским дорогам к волшебному месту, которое туристы называют «Уральской Швейцарией». Лыжные и санные трассы на горных склонах, архитектурные памятники деревянного зодчества, утопающие в зелени, колокольный перезвон, с любовью устроенные экспозиции деревенского быта - всё это создавало совершенно необычный, неповторимый колорит. После обеда в очаровательном охотничьем домике все отправились на интереснейшую экскурсию, которую провёл удивительный человек, основатель и главный хранитель всего этого чуда, Л.Д.Постников.
Надо сказать, что лагерь "Урал-сервиса" произвёл сильное впечатление на наших новых друзей: Тима (из ФРГ) и Мириам (из США). Никто из них никогда не видел ничего подобного в западных волонтёрских лагерях. Там принято брать с собой только спальные мешки и самый скромный запас продуктов. Спартанский стиль жизни, глубокое осознание личного вклада в решение мировых проблем, бегство от всех благ цивилизации - так принято у западной молодёжи. Но Запад, как говорится, нам не указ. Очень трудно было объяснить нашим зарубежным друзьям, что кухонный комбайн, пластиковая мебель, вентилятор, настенные часы, суперэлектрочайник, искусственная зелень, магнитофоны и видеотехника – это всего лишь тот самый необходимый минимум, с которым «Урал-сервис» обычно выезжает на природу.
А ещё "Пермь-36" - это, конечно же, прекрасная река Чусовая, катание на лодке и купание, вдоволь и от души. Как приятно было окунуться в речку после жаркого трудового дня или, выскочив из натопленной бани, "ухнуть" с мостика, а потом, фыркая, забежать обратно. Про баню можно складывать легенды - в ней и на следующий день было жарко. А если рабочий день был особенно трудным или на улице моросил дождик - в штабной палатке устраивали видеозал, где по желанию можно было посмотреть американский боевик или любимый старый советский фильм, но особенной любовью пользовался видеосборник программ "Урал-сервиса". Кстати, именно те, кто приехал в Кучино первыми, увидели фрагменты КЦП "Когда цветёт папоротник" и "Остров сокровищ", конкурса Шоу-программ и Капитанского круиза 1997 года. И здесь же, прямо в палатке, был смонтирован небольшой сюжет о жизни ЗСТО «Урал-сервис» в Кучино, который всем сразу полюбился.
День проведения праздника Нептуна назначали не один раз, но именно в этот день резко портилась погода. Всё же однажды нам очень повезло, и в один прекрасный вечер "морское такси" с любезным лодочником перевезло всех желающих на другой берег реки Чусовой, где гостей встретил сам Царь Морей, Озёр, Рек и Луж - Нептун со своими Русалками. Но, может, не с той ноги встал Нептун, может воду в Чусовском филиале морского царства замутили, только разгневан он был очень сильно.
И пришлось Водяному со своими помощниками ублажать его разными конкурсами, в которых участвовали гости: и по дну морскому на руках ходили, и золотую рыбку искали, и сухими из воды выходили, и в воде одевались.
Нептун, хоть и провел всю жизнь в воде был не таким уж чистюлей. Чтобы позабавить себя, он устроил конкурс на самого грязного. Вот и пришлось всем участникам праздника друг друга в песок зарывать. Вскоре весь берег был перекопан, песок сыпался буквально с каждого. Особенно похорошели девчонки, речной песок оказался намного приятнее, чем всем надоевшая известка, а Морской Царь сменил свой гнев на милость.
Да только Нептун опять всё перепутал, и к последним конкурсам вдруг резко набежали тучи, на Чусовой появились волны, а спины участников покрылись «гусиной кожей». И только потом, поняв, что натворил, смиловался грозный Царь и разрешил лодочнику перевезти всех обратно, а сам со своей свитой: Русалками, Водяным, Кваком , Морской Звездой, Минтаем Вовой и Пиявкой побрел вдоль берега обратно в свои морские владения.
Говорят, после Дня Нептуна рыба в Чусовую не возвращалась еще очень долго, а подрастающие поколения щурят и пескарят, навсегда запомнили неимоверный шум произведенный бойцами «Урал-сервиса».
И пусть Нептун оказался таким ворчливым, зато ребята повеселились от души, и у них настроение было ВЕЛИКОЛЕПНОЕ! Для всех День Ненптуна оказался действительно настоящим праздником. А Нептун, как только снял бороду и корону, оказался веселым Сашей Носковым и, оказывается, он очень смеялся во время конкурсов (но только в бороду).
Это было последним мероприятием Кучинского периода - одно из самых долгожданных и одно из самых грустных. С 31 июля на 1 августа прошел стройотрядовский Новый год. Кто-то готовил костюмы для главных участников, кто-то писал сценарий, кто-то совмещал и то, и другое. На берегу стояла самая настоящая зеленая елка, был накрыт новогодний стол и под бой курантов с Новым годом всех поздравили Дед Мороз и Снегурочка.
"Говорят под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается" - и в этот вечер Дед Мороз исполнил все желания ребят.
Кто-то мечтал снова увидеть клип Валеры Опенкина "Остров невезения", кто-то услышать песню "И вновь продолжается бой" в исполнении отважных девчонок. Кто-то посмотреть разгневанных поросят в исполнении Антона Снежневского и Рустама Хасанова. А для того, чтобы желание исполнилось, надо было повесить на елку игрушку, сделанную своими руками. Здесь были и миниатюрная лопатка, красивые букеты из полевых цветов, маленький домик, кораблики, а у самой макушки красовались крохотные весла. В окрестных деревнях была собрана вся новогодняя мишура и дождик. Местные жители недоумевали: "зачем в разгар лета студентам понадобилось отмечать зимний праздник". Правда для объяснений времени не оставалось, близилась полночь. Фантазии ребят не было предела, и к концу праздника елка была украшена - ярко и весело. На фоне июльского пейзажа все это смотрелось очень экзотично. В эту ночь сбылись все желания, но, наверно, в душе у каждого таилось еще одно - надежда на то, что когда-нибудь это повториться, и он вместе с друзьями снова вернётся в Кучино.
Идея продления первой смены на три дня была воспринята "на ура!" Никому не хотелось возвращаться в "душный город", хотя все знали, что через неделю программа продолжится вновь. Состав второй смены обновился незначительно. Увы, мест для новичков почти не осталось. Желающих побывать здесь было более, чем достаточно. Кстати, вторую смену тоже пришлось продлить. Зато Наталья, Маратик и Леша успели хоть на последний день, пройдя под палящим солнцем пять с половиной часов пешком от Чусового до Кучино. Вот это поступок!
Всю нашу газету можно было мелко исписать впечатлениями от этой программы. И то бы места не хватило. Но стоп! Оставим что-то недосказанным. У каждого "кучинца" есть то, что он хотел бы оставить только для себя. И пусть будет так. Это их право. Право тех, кто не пал духом в трудную минуту, за что и получил сполна. И, несмотря ни на что, спасибо тебе «Урал-сервис» - 97.
Список
участников первого молодёжного трудового лагеря
«Пермь-36» («Кучино»)
«Странное лето «Урал-сервиса»
Рабочие группы:
Опёнкин Валерий («БУМ»)
Пауличек Александр («БУМ»)
Шепель Алексей («БУМ»)
Соловьёв Андрей («БУМ»)
Томилова Мария («БУМ»)
Уханов Максим («БУМ»)
Гаврилович Александр («ЭПЖ»)
Чечулин Михаил («ЭПЖ»)
Бритвин Василий («ЭПЖ»)
Дресвянникова Наталья («ЭПЖ»)
Ласкин Константин («ЭПЖ»)
Белов Валентин («ЭПЖ»)
Носков Александр («ФАТ»)
Дроздов Антон («ЭОЛ», «ФАТ»)
Валеев Денис («ФАТ»)
Леденцов Алексей («ЭЛД»)
Махмутов Марат («ЭЛД»)
Снежневский Антон («ЭЛД»)
Гузачева Анастасия («КСД»)
Харитонова Ольга («КСД»)
Гилёва Светлана («МХТ»)
Черникова Наталья («МХТ»)
Наумов Юрий («МХТ»)
Ведерникова Евгения («ЭДВ»)
Хасанов Рустам («ЭДВ», «ЭПЖ»)
Кардаш Мария («МРЖ»)
Шишов Денис («МРЖ»)
Петров Александр («ЭКС»)
Юров Александр («ЭКС»)
Степанова Людмила («ТЗТ»)
Гурова Татьяна («ТЗТ»)
Телегина Александра («ВЯЖ»)
Аксёнов Владимир («МАГ»)
Обеспечение программы и руководство работами:
Шляхов Е.А. (зональный штаб «Урал-сервис»)
Фомичёва Л.Г. (зональный штаб «Урал-сервис»)
Гировка Н.С. (зональный штаб «Урал-сервис»)
Махмудов Р.Р. (зональный штаб «Урал-сервис»)
Транспортное обеспечение:
Лямзаев П.В. (ЛВЧД – 2)
Познавательные программы:
А.М. Калих (общество «Мемориал»)
В.А. Шмыров (музей «Пермь – 36»)
Техническое содействие:
В.В. Зыков (музей «Пермь – 36»)
М.А. Черепанов (музей «Пермь – 36»)
|