На главную страницу
История организации Проекты и направления деятельности Работа в организации Контакты
Новости Полезная информация Обучение Вопрос-ответ Медиа
Пермь-36. О месте
Кучино.
Проект ПМСО «Урал-сервис»
История проекта
По сезонам
Впечатления участников
Странное лето
Фотогалерея
 
Главная arrow Проекты arrow Кучино (летний молодежный лагерь) arrow Впечатления участников arrow Мысли о нас и о России
Система Orphus
Мысли о нас и о России

Статья из газеты «Спутник «Урал-сервиса» (номер 8)

 Утро 26 августа 2006 года не предвещало хорошей погоды, тем не менее жизнь в летнем лагере «Кучино» ПМСО «Урал-сервис» началась как обычно в 9.00. Вставать не хотелось: сегодняшний день был объявлен нерабочим. А все от того, что сегодня музей политических репрессий «Пермь-36» ожидает большое количество гостей. Фестиваль авторской песни «Пилорама» обещает стать новой и важной традицией в истории маленькой деревни на берегу Чусовой.

  До начала фестиваля оставалась еще много времени, поэтому каждый в лагере нашел занятие себе по душе: кто-то читал книжку, кто-то чистил картошку и морковь, кто-то играл с кошкой, а кто-то просто беззаботно искал счастья в нирване с природой.
  И вот в это вяло текущее утро нас посетили люди, которые, я думаю, не оставили никого равнодушным. Писатель В.В. Винниченко и актеры молодежного театра представили новую пьесу «Эта маленькая жизнь», вырывающую несколько мгновений из жизни летнего молодежного лагеря. Несмотря на то, что по времени читка заняла всего час с небольшим, вопросы, которые поднимались в пьесе, имели и имеют широкий характер: потому как касаются судеб России и российского народа.
  Прототипами лагеря и героев произведения послужил летний лагерь «Кучино» и его обитатели. Даже те часы, которые являются непременным атрибутом нашего лагеря и показывают время «наоборот», упоминаются в пьесе. В прошлом году Владимир Васильевич побывал в нашем лагере в ходе первого фестиваля «Пилорама», и после краткого знакомства с  лагерной жизнью у него появилась идея написать произведение о волонтерах.
  Молодежный лагерь в д. Кучино, я считаю, является уникальным явлением. Почему? Конечно, есть и другие волонтерские лагеря. Разница в том, что в наш лагерь ребята отправляются, не зная почти ничего, кроме того, что там классно. А в волонтерские лагеря ребята отправляются, имея перед собой конкретную цель. Окунувшись в «кучинскую» жизнь, ребята не только знакомятся со страшными страницами истории нашей страны, но и помогают восстанавливать музей, который должен служить напоминанием о том, чего больше никогда не должно быть.
  Некоторые остаются равнодушными к судьбе миллионов советских граждан и не только сгинувших в застенках ЧК, НКВД и ГУЛАГа, просто оттого, что они никогда об этом не задумывались. Я их тоже могу понять: устав от изнурительной летней работы на поездах, «Кучино» для них является той отдушиной и тихим уголком, где можно провести целую неделю (!) весело и почти беззаботно, с пользой для себя и для других. Я даже, наверное, могу предположить, что таких поначалу большинство. Но всё же  большая часть из ребят, хоть на секунду, в последние дни задумывается: «Почему так происходило?», «Почему не могло быть иначе?», «Почему страна жила, работала, но не могла спать спокойно, ожидая новых визитов «ночных гостей»?» А дальше появляется закономерный вопрос: «А может ли 1937 год повториться в истории нынешней России?».  А ведь это вполне реально, так как история – это спираль! Мысленно задаешь себе уже самый главный вопрос: «Что мы должны сделать для того, чтобы не допустить повторения ошибок прошлого?», а ответа нет. Вернее есть, но каждый для себя решение должен принять собственное. Но главное, не в этом. Главное в том, что эти вопросы заставляют человека задуматься над своей судьбой, судьбой общества, страны, не остаться к ним равнодушным; позволяет мыслить, развиваться как личности, сформировать свою точку зрения, следовать с ней по жизни и твердо стоять на земле. В этих размышлениях рождается человек гражданского общества, нового для нашей страны, но, на мой взгляд, ещё далекого от идеального. И это тоже задача будущего дня, т.е. наша с Вами. Деревня Кучино в этом смысле – место, где, когда-то все для кого-то заканчивалось, а для нас – где может только все начаться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родилась пьеса, которую показали нам.
  В ней автор отобразил несколько замечательных характеров, которые мне показались довольно симпатичными и… несколько похожими на нас. Каждый из них не отстраняется от мыслей, которые мучают, а наоборот делится ими со своими друзьями, пытаясь найти истину. Каждый из них имеет свой взгляд на происходившее и на настоящее. Вася, нацепив военный костюм и назвав себя сыном Сталина, пытается найти положительное в советском государстве, оправдание ему; Афра и поэт Филипп презирают советское государство, которое родило своего главного монстра – ГУЛАГ; Вика занимает срединную позицию, а волонтер из Германии пытается понять такую головоломку как «советский человек». Чуть позже среди молодых героев появляется старик из близлежащей деревни, который раньше работал охранником в одной из тюрем для политзаключенных. После этого развязка наступает очень быстро: ребята решают провести над ним, как над участником несчастья сотен, а может тысяч людей, импровизированный суд, и выяснить - виновен ли он в этих несчастьях?
  Важной и  интересной особенностью стала дискуссия, проходившая после читки пьесы. Автор предложил слушателям высказать свои мнения по нескольким вопросам, которые он затронул в своем произведении. Среди них важнейшей он назвал следующую проблему: «Необходимо ли судить тех людей, которые служили в пенициарной системе ГУЛАГа, являлись охранниками и надзирателями?» Дискуссия получилась бурной и продолжительной. Ответить на поставленный вопрос, не затронув другие, было в принципе невозможно. Но в итоге аудитория пришла к единодушному решению: «Судить этих людей нельзя!». Я тоже присоединяюсь к нему.
  Во-первых, я считаю, что потомки не имеют право судить отцов, дедов и т.д. Прошло много лет, написаны десятки сотен произведений и поставлены фильмы о советском государстве, приводятся ужасные цифры. Но мы-то сами никогда не жили в этот период, мы не можем его прочувствовать всем сердцем, душей, увидеть наяву. Читая книги и смотря фильмы, оставайтесь всегда с «холодной головой», трезво оцениваете каждую фразу. История очень хитра. В одну эпоху Он – герой и Бог, в другую – тиран и злодей;
  Во-вторых, не отдельные личности творят историю. В советскую эпоху человек был простым винтиком в изощренной махине государства. Считалось, что есть винты хорошие, а есть гнилые и они должны быть удалены, изолированы. «Враг советского народа» – позорное и незаслуженное  «звание» для человека. Большинство из них – это люди, которым просто завидовали другие, потому что они были добры, хлебосольны, может быть, удачливы, верили в светлое будущее и пытались воплотить свою мечту в жизнь. Я считаю, что им необходимо вернуть доброе имя, и пусть будут для нас настоящими врагами народа, те, кто доносил и кляузничал. Но большинство-то людей просто жили, ощущали стабильность, верили в партию и государство, работали, растили детей и получали радость от своей жизни, потому что не все было ужасно в СССР. Неужели их надо судить за это?
  В-третьих, неужели мы будем судить человека просто за то, что он стал работать в той самой тюрьме, потому что его дети хотели есть? Я думаю, что необходимо помнить о том, что он исполнял свои служебные обязанности;
  В-четвертых, почему мы всегда ищем виноватых в истории, в нашей незадавшейся жизни? Тот, кто действительно виноват, давно уже умер и, наверное, поплатился за это. Наш российский народ достаточно страдал, мучался и терпел. Может не надо больше ставить вопрос: «Кто виноват?», а задуматься, наконец, вопросом о том, как жить дальше, чтобы это не повторилось? Давай те подумаем о том, как сделать себя же самих счастливыми?
  Может наше счастье заключается в том, чтобы получить образование, хорошую работу, вырастить ребенка, научиться играть на каком-либо музыкальным инструменте?. А может счастье - в осознании того, что ты – Человек, Личность и это звучит действительно гордо? Может быть, счастье в том, чтобы предотвратить войну и спасти миллионы людей? Может быть, можно просто найти счастье в том, чтобы приносить радость людям?
  Я ни в коем случае не призываю к тому, чтобы забыть историю, наоборот, необходимо помнить и знать, выискать и понять, а затем избежать ошибок прошлого.
  А. Лучников (экс - МРД)

 

 
e-mail: pmso@ural-service.ru
© «Урал-сервис», 2006-2024