На главную страницу
История организации Проекты и направления деятельности Работа в организации Контакты
Новости Полезная информация Обучение Вопрос-ответ Медиа
Конкурсные программы
По сезонам
Фотогалерея
 
Главная arrow Проекты arrow Конкурсные программы
Система Orphus
Конкурсные программы

Подготовительный период в «Урал-сервисе» всегда был весьма насыщен всевозможными конкурсами, большинство из которых давно не проводятся, либо трансформировалось во что-то новое. Одним из примеров может служить конкурс шоу-программ (самодеятельные студенческие постановки в форме мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций, концертных номеров и т.д.). В настоящее время он проводится ежегодно в апреле и состоит из отборочного этапа и финального выступления 4 – 6-ти лучших отрядов.

При подготовке к шоу-программе в каждом отряде формируется специальная творческая группа по разработке сценария, поиску (либо производству из подручных средств) костюмов и декораций. Что особенно ценно, часто в производстве программ помогают «старички – ветераны», давно оставившие свои отряды. Ежегодно уровень программ очень разный. Наиболее яркие и удачные постановки становятся своеобразной легендой, у них учатся, им подражают, их вспоминают долгое время. Но даже программы, которые нельзя назвать удачными, в любом случае, - своего рода успех для каждого отряда, т.к. прежде всего это результат общих усилий и показатель сплоченности команды, что немаловажно в дальнейшей работе (в том числе и на поездах). Анализируя самодеятельное отрядное творчество, нельзя не отметить многолетнюю устойчивую тенденцию в постановке серьезных программ далеко не развлекательного характера.
В конкурсе преобладают спектакли о любви, дружбе и других «вечных» темах. Очень важно, что большинство сценариев – авторские, активно используются собственные стихи, музыкальные и хореографические зарисовки. Особой любовью у зрителей пользуются постановки комедийные, со студенческим юмором и зажигательными танцами.
Еще в начале 90-х годов конкурс шоу-программ имел другое название – конкурс зрелищных программ, хотя, по сути, ничем не отличался от нынешнего мероприятия по составу жанров. Исторически современный вариант возник в результате объединения двух отдельных мероприятий, проходивших до второй половины 80-х годов. Одним из них был конкурс концертных программ (март). Он полностью оправдывал свое название. Каждый отряд готовил постановку, состоящую из отдельных номеров чисто концертного плана. Часто конкурсный материал использовался для выступлений на подшефных объектах, предприятиях, в летних рейсах на поездах.
Следующим за концертными программами (примерно с интервалом в 1 месяц) был конкурс агитбригад. В советские времена это был особый жанр в форме художественно-агитационного выступления с ярко выраженной политической окраской и с жесткой критикой общественных пороков. Вот некоторые темы выступлений агитбригад: «За мир!», «Время вперед!», «Пьянству бой», «Не позволяйте мир убить!», «О времени, о комсомоле, о себе». А в 1980 году агитбригада ЛСОП «Горизонт» выступала на праздновании 60-летия улицы Ленина в г. Перми. Во второй половине 80-х годов, место в творчестве агитбригад заняла перестройка. Лучшие агитбригады «Урал-сервиса» участвовали в областном смотр-конкурсе.

В 1987 году в «Урал-сервисе» проходил зональный конкурс кукольных спектаклей. Поскольку в то время студенческие отряды летом в поездах для маленьких пассажиров организовывали подобные мероприятия, данный конкурс способствовал качественному росту в этом весьма специфическом жанре.
Долгое время в «Урал-сервисе» проводилось множество конкурсов по наглядной агитации. В каждом студенческом отряде работала своя редколлегия, которая выпускала отрядные газеты, политплакаты, санбюллетени, молнии и боевые листки, оказывала помощь в оформительских работах в резерве проводников и подшефных учреждениях. Также проходили конкурсы на лучший эскиз значка «Урал-сервиса», отрядный уголок по ТБ, штабной вагончик, зональную эмблему текущего года, отрядную визитку, отрядные вымпелочки (лучший боец отряда, лучший по ТБ, самый чистый вагон), рабочее оформление вагонов (санитарная зона, не курить и т.д.). Кроме того, проводился конкурс отрядных уголков-стендов в учебных заведениях. Обязательным был конкурсный материал по тематическому оформлению летних поездов (тематика: «Город мой Пермь», «В мире интересного», юбилейные даты и т.д.). Стенные журналы на ватмане, либо альбомы размещались в вагонах для пассажиров. При подготовке к пуску фирменного студенческого поезда № 513 «Урал-сервис» сообщением Пермь – Симферополь отрядные редколлегии участвовали в конкурсе на лучшее оформление вагонов, посуды, маршрутных досок. С 1982 года начал проходить конкурс отрядных летописей, участвуя в котором, каждый отряд ежегодно оформлял свою историю в отдельных альбомах, а в дальнейшем на специальных листах. Конкурс отрядных летописей сохранился и проводится в настоящее время.
До начала 90-х годов в зональном отряде «Урал-сервис» проводился конкурс лекторского мастерства (в разное время – это декабрь либо март). В каждом ЛСОП существовали лекторские группы, проходившие специальную подготовку самостоятельно, либо на базе факультета общественных профессий ПГУ. На конкурс представлялись лекции (по 40 минут каждая) самой различной тематики (например: «Обыкновенный фашизм», «В мире прекрасного», «Прав ли Бухарин?», «Советско-китайские отношения на современном этапе» и т.д.). В дальнейшем лекторские группы выступали в детских учреждениях, школах, средних и высших учебных учреждениях, в аптеках, больницах, на предприятиях и т.д. Активно предлагалась тематика по истории Великой отечественной войны, материалам постановлений ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС. Для отчетности в областной комитет ВЛКСМ зональный штаб проводил анализ прочитанных лекций. Так, в начале 80-х годов структура лекционного материала, прочитанного бойцами ЛСОП для населения выглядела по тематике следующим образом: общественно-политические – 48%, профориентация – 2%, атеистическая пропаганда – 19%, познавательные и по медицине – 31%.
В начале 90-х годов с целью повышения качества набора в ЛСОП в декабре (3 сезона) проводился конкурс рекламных кампаний, в ходе которого оценке подлежали содержание, масштабность и оригинальность мероприятий по привлечению студентов в отряды.
В 1993 году впервые проходит конкурс сценариев КЦП. Это единственный год, когда конкурсный материал был частично использован при подготовке фестиваля. В дальнейшем все отрядные разработки, даже по объявленным темам, оказались практически бесполезны и разработкой постановочной части занимался только зональный штаб. Через несколько лет конкурс был отменен.
В начале 90-х годов на протяжении ряда лет проводился конкурс идей. Любой желающий отряд мог представить в зональный штаб свои предложения (идеи, проекты) по организации отрядной работы, внедрению новых услуг для пассажиров и даже техническим новшествам в пассажирских вагонах. Конкурсный материал был как самым невероятным, неожиданным (подчас, даже наивным), так и вполне полезным с практической точки зрения. Некоторые идеи студенческих отрядов были впоследствии использованы в работе, хотя большая часть заняла свое место в архивах конкурса. Вот, для примера, только часть материалов, предложенных на суд жюри: проведение в «Урал-сервисе» конкурса на «лучшую семейную пару» и зимнего КЦП, перенос итогов рабочего периода в подготовительный, оборудование в вагоне светового табло с указанием свободных мест, модернизация боковых верхних полок в плацкартных вагонах, прямое подключение СКНБ к тормозной магистрали, обеспечение пассажиров фито-чаем и проведение «рейсов здоровья», организация казино в поездах и многое-многое другое. Многие идеи сопровождались детальным описанием технологии, электрическими и механическими схемами, необходимыми расчетами. Часть конкурсных материалов была применена на практике, что-то оказалось в архивной «копилке» курьезов, а что-то еще ждет своего часа.
С 1990 года и до 2005 года (включительно) ежегодно в апреле проходил конкурс радиопрограмм. Каждый отряд-участник представлял на него аудиокассету со своей передачей (до 45 минут), предназначенной в дальнейшем для трансляции пассажирам по поездному радио в летний период. Тематика радиопрограмм была самой различной, но преимущественно развлекательно-музыкального плана. Программы-победители были изготовлены на достаточно высоком уровне, отличались качественным содержанием, отличной музыкальной редакцией и работой ведущих, профессиональным «сведением» аудиоряда. Однако, учитывая перенасыщение радиоэфира программами подобного плана, было решено проведение данного конкурса считать нецелесообразным.
Конкурс профессионального мастерства.
Бесспорно конкурсом-долгожителем в «Урал-сервисе» по праву можно назвать «Конкурс целинной песни».
До 2005 года в «Урал-сервисе» первым отрядным мероприятием подготовительного периода (декабрь) оставался конкурс детских программ. Постановки были рассчитаны на детскую аудиторию в подшефных учреждениях (преимущественно это сказки, либо спектакли по мотивам любимых мультфильмов). Лучшие программы демонстрировались в одном из детских домов (долгое время это был детский дом №1).
С декабря 2006 года в плане работы «Урал-сервиса» появляется конкурс студенческих миниатюр и концертных номеров. Каждый отряд на суд жюри предлагает небольшой номер концертного плана либо компактное представление в стиле СТЭМ.
Вот таким образом выглядит спектр конкурсных программ в «Урал-сервисе». Какие-то из них просуществовали совсем недолго, какие-то, изменившись, выдержали испытание временем, а чему-то, безусловно, еще предстоит появиться.

 
(342)230-22-91; 237-06-03
© «Урал-сервис», 2006-2017